Характеристика основных периодов роста и развития ребенка: все что нужно знать родителям

Содержание:

Как влияют гормоны на ребенка?

Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Это является ещё одним преимуществом грудного вскармливания.

Отсутствие поступления пролактина в первые дни жизни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в головном мозге, способности к зачатию.

производство пролактина

В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.

Гормоны у детей выполняют такие функции:

  • тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
  • кальцитонин щитовидной железы максимально активен в первый год жизни, снижает уровень кальция при его избытке;
  • паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен (повышает содержание) и плотность костной ткани;
  • инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
  • гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
  • гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
  • тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желёз формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка на площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

ВозрастРечевое развитиеДвигательное развитиеПсихическое развитие
1-1,5 месяцаТихое гулениеПервые попытки приподнимания головыКратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяцаВ хорошем настроении понемногу гулитЛучше координирует движенияУдерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяцаДлительное гулениеУверенно держит головуПоворачивается к источникам звука
4 месяцаНа смену гулению приходит первый лепетНе отрывает взгляд от движущихся предметовОтличает маму от посторонних
5 месяцевЛепечет, произносит слоги “ма, “па”Самостоятельно переворачивается, ползает назадНастораживается при чужих голосах
6 месяцевАктивный лепет, воспроизводит простые слогиПолзает “по-пластунски”Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцевЛепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др.Сидит с опорой, ползает впередПонимает интонацию, слово “нет”
8 месяцевПервые односложные словаВстает и передвигается у опоры, самостоятельно сидитРасширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцевАктивное лепетание, новые слогиСтоит и ходит с опорой, ползаетПонимает простые поручения
10 месяцевПроизносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав”Садится из положения стоя, пытается ходитьПовторяет за мимикой взрослых
11 месяцевВыражает желания – “на,” “дай”Поднимает предметы с пола, встает, приседаетПоказывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцевМного лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба”Активно передвигается, ложится, встает, ходитПонимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта

Помимо наследственности, на интеллектуальное развитие ребенка огромное влияние оказывает социальная среда. Под средой современные психологи понимают внешние факторы, отражающиеся на процессе развития интеллекта. Эти факторы разделяют на два варианта среды: макро- и микро.

Макросреда — это особенности культуры страны и народа, где воспитывается ребенок, а также политическое устройство общества, климат, особенности местности и пр.

Микросреда — это то, что непосредственно окружает ребенка: родители, знакомые, друзья, родственники и пр.

По мнению специалистов, гены — это действительно основа для развития определенных процессов, тем не менее генетический набор не может не взаимодействовать с окружающей средой.

Степень влияния среды на ребенка во многом определяется его личной чувствительностью к ее особенностям и проявлениям. По мере роста и взросления воздействие среды на него будет меняться, и это совершенно нормально. Главной же силой психического развития человека может считаться только обучение.

Обучение как фактор, воздействующий на интеллектуальное развитие ребенка, играет не менее важную роль, чем перечисленные ранее.  В процессе обучения человек получает возможность раскрыть исторические и природные особенности.

Семья как часть микросферы и ее роль в процессе развития

Семья, а частности состав семьи, как социоэкономический фактор оказывает серьезное воздействие на процесс развития детей. Очень важно, чтобы семья была полноценной, так как у каждого из родителей своя роль. Мать, например, необходима ребенку для общения, ощущения безопасности и комфорта, ласки и заботы. Отец в семье должен играть роль образца поведения, некого авторитета. Глядя на отца, ребенок учится быть самостоятельным, не боится принимать решения.

В неполных семьях дети часто растут агрессивными, стеснительными, конфликтными, страдают отсутствием дисциплины, плохо учатся и большую часть времени находятся в мире грез. Примечательно, что решающее значение приобретет не официальный развод, а неспособность родителей в семье взаимодействовать, демонстрируя правильную модель поведения и отношений друг с другом. В семьях, где родители продолжают жить вместе в отчуждении, происходит не менее сильное отрицательное воздействие на детскую психику, чем в неполных семьях.

В семьях, где отец или мать зависимы от алкоголя или наркотиков, общая атмосфера еще более пагубна, чем в тех семьях, где отца или матери нет совсем. Родители не выполняют обязательств по отношению друг к другу и к детям, между ними происходят регулярные конфликты и даже драки.

Проблемной считаются семьи, где мать-одиночка воспитывает «случайного» ребенка. Такие дети обязательно почувствуют свою нежеланность, что рано или поздно выльется в неспособность строить отношения со сверстниками, с энтузиазмом учиться или лидировать в группе. Главные сложности у нелюбимых детей из неполных семей — неустойчивость к стрессам и неспособность самостоятельно решать проблемы.

Проблемными считаются многодетные семьи, вынужденные испытывать постоянные проблемы с деньгами. Родители в таких семьях, как правило, все свое время посвящают заработку для пропитания детей, при этом совершенно не уделяют внимания их воспитанию. Результат — дети долгое время живут в условиях скученности, ощущают на себе все негативные стороны нищеты и постепенно начинают деградировать, даже несмотря на высокий от природы уровень интеллекта.

Негативное влияние на развитие психики ребенка может оказать воспитание даже в обеспеченной семье. Занятые карьерой родители часто стараются компенсировать недостаток внимания к детям деньгами и подарками, что в результате приводит к формированию эгоцентричных, истеричных и эмоционально холодных личностей.

Что такое интеллектуальный климат в семье?

Особенно важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие, является интеллектуальный климат в семье. Об этом впервые заговорили психологи после проведения ряда анализов на уровень интеллекта детей в многодетных и небольших семьях.

Оказалось, что в многодетных семьях уровень развития интеллекта у детей ниже, чем в малых семьях, где воспитывается не больше двух детей. Кроме того, психологи выявили некую связь уровня интеллекта со временем рождения. У старших братьев и сестер интеллект оказался более высоким, чем у младших.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Роль питания в развитии детей

Нормальное психическое и физическое развитие детей будет возможным при условии соблюдении режима питания на основе сбалансированного рациона. Исследования специалистов в этой области лишний раз доказали, что у постоянно недоедающих детей коэффициент интеллектуального развития в 5 лет составляет 75,9, тогда как у детей, получающих нормальное сбалансированное питание, к этому же возрасту он равен 93,7.

Дети, лишенные возможности полноценно питаться, имеют проблемы с логическим и абстрактным мышлением, они не так точно, как их правильно питающиеся сверстники, воспринимают окружающую действительность, отличаются скудным словарным запасом, низким уровнем развития моторных навыков и сниженным уровнем запоминания.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

  • мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Критические периоды развития и снижение темпов роста

Рост считается одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост .

В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз.

С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Выделяют три стадии темпов роста ребенка:

  • I стадия — младенческий период (до двух лет), который характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год — на 10–12 см. В первые годы жизни процессы роста регулируются действием тиреоидных гормонов, которые обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень гормонов щитовидной железы активно стимулирует секрецию гормона роста, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.
  • II стадия- период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста. При недостаточности гормона роста нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.
  • III стадия — период полового созревания, он характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.

При этом необходимо определять нормы ростовых показателей и уровни роста по центильным таблицам.

При выраженных отклонениях от нормы (очень низкий рост — ниже 3-й перцентили или ниже 2 стандартных отклонений (< –2,0 SDS)), а также значительное снижение темпов роста — необходима консультация детского эндокринолога.

Какие гормоны влияют на рост?

За рост в организме человека отвечает соматотропный гормон (СТГ) — «гормон роста». Важны также и половые гормоны, и гормоны щитовидной железы, и инсулин, но в отношении роста они активны только вместе с другими факторами. Получается, что дефицит одного или нескольких гормонов надпочечников влечёт за собой задержку роста и без соответствующего лечения под наблюдением детского эндокринолога дело не сдвинется.

Эндокринные задержки роста выявляют у менее 1% детей, чьи родители жалуются на это. Реальный недостаток СТГ приводит к карликовости, и тогда мальчики вырастают не выше 140 см, а девочки — 130 см. Чем раньше родители обратятся к детскому эндокринологу и получат назначение на инъекции СТГ, тем больше шансов, что маленький пациент вырастет среднего роста и даже выше него. Более того, если у первого ребёнка был обнаружен дефицит роста, а родители планируют второго, в большинстве случаев эту гормональную проблему малыш не повторяет.

Вверх тянутся сони и любимчики

Все дети хотят поскорей вырасти. Остаться маленьким – это что-то из страшных сказок, таких как «Маленький Мук» или «Карлик Нос», например. Правда, в сказках появляется добрый волшебник, и все заканчивается благополучно. Но бывает, что и в жизни появляется добрый волшебник – врач-эндокринолог, и тогда карлик начинает расти и превращается в прекрасного юношу.

Что влияет на рост ребенка? Во-первых, конечно, наследственность. Если мама с папой невысокого роста, трудно ожидать, что их дочь будет обладать ростом манекенщицы. Кроме наследственности, рост определяет многое другое: питание, режим дня и даже психологическая атмосфера в семье.

Ребенок должен есть много молочных продуктов, так как в них содержится кальций – строительный материал для растущего организма. Каждый день надо давать малышу овощи и фрукты, ведь ему необходимы витамины. Особенно полезна морковь, содержащая бета-каротин. Чтобы этот микроэлемент лучше усваивался, сырую морковь надо потереть и заправить сметаной или маслом. Необходимы для нормального роста и белковые продукты – мясо, рыба. Если ребенок худенький, ест вяло, ему полезно давать икру (разумеется, при отсутствии пищевой аллергии).

Лучше растут те дети, которые много времени проводят на свежем воздухе, играют в подвижные игры, занимаются спортом. Кстати, если вы хотите, чтобы ребенок был выше ростом, когда будете выбирать спортивную секцию, отдавайте предпочтение не силовым видам спорта, а баскетболу, волейболу, теннису.

Особую роль играет сон, не зря говорят, что дети растут во сне: 70% гормона роста – соматотропина – вырабатывается ночью. Если вы поздно укладываете малыша, он беспокойно спит, часто просыпается, выработка гормона роста нарушается.

Как добиться, чтобы малыш рано засыпал и крепко спал? Придется на время подчинить уклад всей семьи интересам ребенка. Пораньше выключайте телевизор и выпроваживайте гостей. Вечером играйте с малышом только в спокойные игры, перед сном расскажите сказку, почитайте или спойте колыбельную. Можно вместе послушать спокойную музыку.
Очень важна для роста ребенка и общая атмосфера в семье. Существует такое понятие – психоэмоциональная низкорослость. Она возникает у детей не только в неблагополучных семьях. Можно ребенка хорошо кормить, одевать, покупать ему отличные игрушки и при этом не любить по-настоящему, а откупаться дорогими подарками, чтобы загладить свое чувство вины.

Когда ребенку не хватает настоящей любви, тепла, его рост замедляется. Недавно психологи подсчитали: чтобы в семье была благоприятная психо-эмоциональная атмосфера, надо не меньше восьми раз в сутки обнимать и целовать близких.

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

20 октября 2011, 21:00

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длина тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Что такое «костный возраст»?

Это показатель соответствия роста и общего развития ребёнка биологической норме — более точный, чем рост или вес тела. В детских костях есть так называемые «зоны роста», за счёт которых скелет может увеличиваться. Эти зоны постепенно закрываются к концу полового созревания, и рост скелета прекращается. Костный возраст позволяет педиатрам понять, долго ли ещё ребёнок будет расти, нужно ли выявлять гормональную патологию или же для этого нет причин. Правда, даже у здоровых детей отклонение костного возраста от реального может составлять до 2 лет.

Волшебные капли

Таким детям необходимо лечение гормоном роста. ГР, который синтезируется генно-инженерным методом, идентичен натуральному, практически не имеет побочных эффектов. Назначить гормон роста может только специалист после обследования. Лечение длится несколько лет, до закрытия зон роста (это определяется с помощью рентгеновского снимка кистей рук) и прекращения ростового эффекта. ГР вводится ежедневно с помощью специальной шприц-ручки, устройство которой позволяет не потерять ни единой капли драгоценного препарата.

Дефицит ГР часто сочетается с другой эндокринной патологией: нарушениями функции щитовидной железы, надпочечников, половых желез, поэтому лечение должно проводиться под постоянным контролем врача-эндо­кринолога.

Препараты ГР очень дороги, курс лечения на месяц обходится в тысячу долларов, но российские дети лечатся препаратами ГР бесплатно. Каковы результаты? За первый год лечения удается добиться увеличения роста на 8–12 см, за второй – на 6–8, третий – 4–6. В первые два года организм насыщается гормоном, потом темпы роста становятся такими же, как у здоровых детей. Чем раньше начато лечение, тем оно более эффективно.
У московских эндокринологов есть пациент, рост которого сейчас – метр девяносто пять, хотя без лечения он не вырос бы выше полутора метров.

При семейной низкорослости эффект применения препаратов ГР ниже, чем при дефиците соматотропного гормона, вводить их требуется в большем количестве. Увеличить рост при этом можно всего на 6–8 см. Если рост родителей не превышает 150–160 см, рост детей будет примерно таким же.

Родители часто спрашивают врачей, будет ли и второй ребенок плохо расти, если у первого обнаружен дефицит гормона роста? Нет, второй может родиться абсолютно здоровым, но, прежде чем планировать беременность, надо обратиться в медико-генетичес­кую консультацию.

Причины задержки роста при врожденной и приобретенной соматотропной недостаточности

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трансжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов (сложная беременность, прием лекарственных средств, прием алкоголя или наркотиков, курение, частые стрессы в период вынашивания малыша). Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной приобретенной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

Как повлиять на факторы роста?

Подходим к самому интересному: что делать родителям, чтобы помочь ребёнку нормально прибавлять в росте без вреда для здоровья?

  • Правильное питание. Чтобы организм рост как следует, нужен строительный материал для длинных трубчатых костей, мышц, зубов, кожи и т.д. — аминокислоты, которые можно получить только из белка. Поэтому 60% белковой пищи должны составлять кисломолочные продукты, яйца, рыба, мясо. Следите, чтобы белковая пища не была жирной: жир тормозит выработку гормона роста. Растительная пища должна составлять 40% рациона, речь прежде всего о злаковых. Бобовые подходят не всем детям, т.к. создают проблемы с пищеварением. Энергию для роста дают углеводы, которые находятся всё в тех же злаковых и зерновых — гречка, пшено, перловка. Сладости, в которых нет клетчатки, замедляют выработку СТГ. Поэтому вместо конфет лучше купите ребёнку свежие фрукты.
  • Качественные поливитамины. Витамины и минеральные вещества очень необходимы для роста. Прежде всего, витамин D, при недостатке которого развивается рахит. Не забывайте про кальций и йод. Кальций, ложась на белковую матрицу, внедряется в кости, увеличивая их объём и прочность. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которых без него будет не хватать. В 6-10 лет дети должны получать не менее 800-1200 мг кальция и 150 мкг йода ежесуточно. А подростки – 1200-1500 мг кальция и 200 мкг йода. Про источники кальция (а также железа) мы уже рассказывали в статье « Почему хочется погрызть мел ». Что касается йода, то в достатке его получают только те люди, кто живёт у моря. Йодированной соли недостаточно, так что йодсодержащие добавки к пище — ещё одна необходимая для роста вещь.
  • Общий режим дня. Ребёнок должен получать адекватные психоэмоциональные и физические нагрузки и при этом хорошо отдыхать. Тогда за его рост родители могут не переживать.
  • Спорт или гимнастика. Любые физические нагрузки, которые нравятся ребёнку, помогают ему расти. Правда, выделить, какие именно стимулируют рост, достаточно сложно. Традиционно называют те виды спорта, где нужно прыгать и тянуться вверх и вперёд: баскетбол, плавание, бадминтон, волейбол, теннис. Кстати, есть мнения, что борьба и тяжёлая атлетика тормозят рост юного организма.

Симптомы нехватки гормона роста

Гормон роста (соматотропин) отвечает за рост костей в длину — именно под его действием дети «вытягиваются» буквально за считанные месяцы. Конечно, рост обусловлен не только гормональным влиянием, но и наследственностью. Но все же родителям стоит внимательнее проследить за здоровьем ребенка, если в определенные периоды активного роста не наблюдается.

Основные параметры прибавки:

  • 1-й год жизни — длина тела увеличивается на 25-30 см.
  • 2-й год — до 12 см.
  • 3-й год — приблизительно 6 см.
  • 10-14 лет (для девочек) — около 8-12 см.
  • 12-16 лет (для мальчиков) — 10-14 см.

Активизация гормона роста и половых гормонов в подростковом возрасте называется пубертатным скачком, при котором длина тела может увеличиться на 20%. Такое резкое увеличение длины костей возможно только тогда, когда в них еще есть «зоны роста» — специфическая хрящевая ткань на концах. После того как она костенеет полностью, активизация соматотропина может приводить к разрастанию костей вширь, их деформации, но уже не сможет существенно повлиять на рост ребенка. Поэтому, если длина тела не увеличивается должным образом, нужно как можно быстрее обратиться к эндокринологу.

Признаки нарушения синтеза половых гормонов

Половые гормоны активизируются начиная с 8-10 лет, а уже к 12-14 годам их влияние хорошо заметно по развитию ребенка. При этом у мальчиков половое созревание происходит на несколько лет позже, чем у девочек. Половые гормоны очень важны не только для фертильной функции, но и для правильного развития организма. Их нехватка может сказаться даже на умственных способностях ребенка, часто у детей с такими эндокринными нарушениями наблюдается отставание в развитии. При этом синтез эстрогенов и андрогенов тесно связан с выработкой гормонов щитовидной железы, функционированием гипофиза, надпочечников и других органов эндокринной системы. Поэтому часто такие гормональные сбои являются признаком серьезных заболеваний. Задержка полового развития может быть следствием гипотиреоза, а чрезмерная выработка гормонов — вообще говорить о наличии опухолей.

Тревожные симптомы, на которые должны обратить внимание родители:

  • Вторичные половые признаки появляются до 8 лет (у девочек) и до 9 лет (у мальчиков).
  • Вторичные половые признаки не проявляются до 14-15 лет. Например, у мальчика не грубеет голос, а у девочки не начинаются менструации.
  • Выраженное отставание в росте от сверстников того же пола.
  • Наблюдается лишь часть вторичных половых признаков. Например, у девочек появляется только лобковое оволосение (может быть симптомом опухоли надпочечников), но не меняется фигура, не увеличиваются молочные железы, не начинаются менструации.

Что делать при тревожных симптомах

Перечисленные симптомы должны стать поводом для полного обследования ребенка у эндокринолога. Врач проводит физикальный осмотр: гормональные сбои отражаются на внешнем виде, поэтому часто уже на этом этапе специалист может заподозрить возможные нарушения. Но для подтверждения диагноза обязательно проводятся лабораторные обследования. Среди стандартных процедур диагностики проводят следующие:

  • Анализы крови на гормоны (половые, гормон ТТГ, отвечающий за синтез Т3 и Т4).
  • Рентгеновский снимок кистей и лучезапястных суставов (проверяется размер зон роста костей). Важное исследование при выборе лечения дефицита гормона роста.
  • УЗИ щитовидной железы.
  • Дополнительные обследования органов эндокринной системы. Проводятся при избыточной выработке гормонов для выявления возможных опухолей.

Источники:

  • https://endokrinolog.online/gormony-u-detej/
  • https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/harakteristika-kazhdogo-etapa-rosta-i-razvitiya-rebenka.html
  • https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-do-1-goda/
  • https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/rol-biologicheskih-faktorov-i-okruzhayushhej-sredy-v-razvitii-detej.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d3aa980b96cfd00adb0bf09/5da1e8f8ddfef600adf864cb
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e097bfe43863f00ae407a28/ot-chego-zavisit-rost-rebenka-5e68a5288b6d587d1e98dd4f
  • https://aif.ru/health/children/16256
  • https://antiloh.info/dety/razvitie-rebenka-i-rost.html
  • https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=4553
Adblock
detector